А. Эллис и «Глория».
(перевод-пересказ Елены Ромек)
В 1965 г. три знаменитых психотерапевта провели учебные сессии с одной и той же пациенткой. Ей дали имя «Глория», их звали Карл Роджерс, Фриц Перлз и Альберт Эллис. Все сессии предваряют выступления психотерапевтов, в которых они рассказывают об особенностях своих методов. За этим следует самая интересная часть – терапевтическое взаимодействие «Глории» с одним из мэтров. Она ведет себя с достоинством и вместе с тем, живо и непосредственно. Беседуя с Карлом, «Глория» беспрестанно курит, и уже к середине сессии, я поймала себя на мысли, что, если так и пойдет, то она быстрее умрет от рака легких, чем ощутит терапевтический эффект «разговорной терапии». Сессия с Фрицем оставила с убеждением, что «Глория» не придет на следующую. И я бы ее поняла. Наконец, - терапевтическая встреча с Альбертом. Это совсем другая история… Я где-то читала, что сама «Глория», призналась, что, по ее мнению, больше всего ей помог Эллис. Вам, судить. Я «хронометрировала» свой пересказ-протокол встречи, чтобы можно было сопоставлять его с видео.
ЭЛЛИС И «ГЛОРИЯ» пересказ-перевод
Эллис начинает с представления основных принципов РЭПТ. Они таковы:
- Прошлое, не имеет решающего значения для развития личности. Если события прошлого определяют жизнь взрослого человека, то дело - не в прошлом, а в том, что в настоящем этот человек продолжает внушать себе идеи, которые ему внушали в детстве, вопреки собственному опыту и здравому смыслу.
- Определенные идеи, которые человек внушает себе (повторят про себя), а именно - иррациональные идеи, создают его негативные чувства. Буквально создают. Сталкиваясь с чем-то неприятным, люди, как правило, говорят себе одновременно что-то рациональное (здоровое) и иррациональное (нездоровое). Например: «Мне не нравится то, что произошло» - звучит совершенно рационально. Но чаще всего за этой здоровой мыслью следует другая – нездоровая: «А раз произошло то, что мне не нравится, значит, я – неудачник, лузер, никчемное существо». Именно вторая иррациональная, т.е. не соответствующая реальности и логике, мысль причиняет страдания. Другими словами, нас расстраивает не А - активирующее событие, а В - убеждение, или то, что мы говорим себе об А.
- В РЭПТ мы стараемся довести до сознания клиентов три важнейшие вещи:
1. Любое поведение человека, в том числе защитное, невротическое, болезненное поведение имеет идеологическую природу: его причиной являются идеи. Возможно, эти идеи и были усвоены человеком в прошлом (в детстве), но, выросши, он продолжает некритически повторять их.
2.Именно некритическое повторение иррациональных убеждений вызывает болезненные чувства.
3.Даже, если иррациональные убеждения человека выявлены и осознаны им, необходимо постоянно оспаривать их, проверять снова и снова, а также укреплять и применять на практике рациональное убеждение. Не менее важно то, что упускается многими терапевтическими школами: говорение – приятная вещь, но не необходимая. Для терапевтического изменения нужно действие, действие и еще раз – действие. Поэтому мы даем клиентам домашние задания, нацеленные на проверку их идей на практике.
Наконец, очень важно и после окончания терапии, всю жизнь относиться своим убеждениям критически, проверять и корректировать их.
* * *
СЕССИЯ:
7.04 (Глория усаживается на диване). На вопрос Эллиса о том, что беспокоит ее больше всего, Глория отвечает, что после развода ей хотелось бы познакомиться с умным и порядочным мужчиной, но когда ей встречается такой, ее словно «переклинивает», она замыкается в себе, смущается, теряет интерес к партнеру, а то и ведет себя враждебно.
Эллис предлагает ей представить встречу с «подходящим» мужчиной и выяснить, что она говорит себе перед тем, как ее «переклинивает», какие ее мысли вызывают негативные чувства – застенчивость, робость, стыд.
9.18: Глория отвечает, что думает: «Я ему не подхожу, он – лучше меня, я ему не нравлюсь».
Эллис замечает, что, если бы она думала только это, то была бы просто расстроена. Застенчивость и стыд вызывает вывод: «А если я ему не нравлюсь – это ужасно!»
10.00: Глория поясняет, что вообще в жизни она бывает уверенной в себе, но когда встречает «подходящего» мужчину, ее «переклинивает», она не в состоянии продемонстрировать свои достоинства, начинает защищаться. При этом она думает, что опять теряет свой шанс и не использует хорошую возможность.
Эллис повторяет, что если бы она говорила себе только это: «Черт, опять упустила свой шанс. В следующий раз - постараюсь вести себя лучше», то она чувствовала бы сожаление, а не застенчивость и стыд. Вероятно, по поводу своей ошибки она думает еще что-то плохое.
10.30: Глория отвечает, что, когда ее «переклинивает», она, как будто, сомневается, что принадлежит к тому типу женщин, которые привлекают таких («подходящих») мужчин. Она думает, что с ней что-то не так, что она не подходит этому парню, и ей нужно искать другого.
11.20: Эллис настаивает, что ее негативные чувства вызывает мысль: «Если я не принадлежу к тому типу женщин, который привлекает этого мужчину – это ужасно! Я никогда не получу того, что хочу!»
Глория поясняет, что для нее важны высокие стандарты, и ей не хотелось бы быть обычной, средней женщиной.
12.00: Эллис снова подчеркивает, что если бы она думала только о том, что, является обычной женщиной, то чувствовала бы лишь сожаление, но не стыд и робость. Болезненные чувства вызывает генерализация: «поскольку я – ничем не примечательна, я НИКОГДА не получу того, что хочу» и катастрофизация - «и это – УЖАСНО!».
Глория: «Но я думаю: «все происходит как всегда» и становлюсь неуверенной…»
12.45: Эллис замечает, что неуверенной ее делает собственной убеждение – «Я – обычная девушка. Классных мужчин интересуют классные женщины, а раз я не являюсь такой, то всегда буду находиться по ту сторону, никогда не получу «подходящего» мужчину, и это ужасно. Именно катастрофизация порождает болезненные чувства, не так ли?
13.10: Глория достает из сумки сигареты, и, соглашаясь с Эллисом, продолжает: «Допустим, я не буду катастрофизировать, но мне все равно не нравится моя жизнь…». Она поясняет, что ей не нравится то, как она ведет себя с «подходящими» мужчинами – не использует свой потенциал, не может расслабиться и просто быть самой собой, она беспокоится…
14.00: Эллис замечает, что она не беспокоится, а тревожится. Если бы она говорила себе: «Получится – отлично, нет – жаль!», то чувствовала бы обеспокоенность. Но она думает иначе: «Если я не получу того, что хочу, то не получу этого никогда, и это будет ужасно, вот почему сейчас я должна получить то, что хочу». Это убеждение вызывает тревожность. Перед встречей с «подходящим» мужчиной она боится не того, что не получится с этим конкретным человеком, а того, что если не получится с ним, то не получится ни с кем, и это подтвердит, что она просто не способна получить желаемое, а это – ужасно.
15.30: Глория соглашается и говорит, что она не умеет «быть настоящей» с мужчинами, которые ей нравятся, и поэтому заслуживает такой финал. Как спрашивает она, вообще можно кому-либо понравиться, если показываешь ему только свою худшую сторону? Как они узнают, какая я?
16.15: Эллис обращает ее внимание на то, что она оценивает целое (себя как личность) по тем качествам, которые ей в себе не нравятся. Другому человеку, говорит он, могут не нравится те или иные ее черты, но он не будет судить по ним о ней. Она может ему понравится.
Поскольку Глория обесценивает себя, то она сама мешает себе «быть настоящей». То, что кому-то она может понравиться, а кому-то нет, для нее – не просто варианты развития событий, но критерий самооценки. Это мешает ей сосредоточиться на том, чтобы «быть собой». В фокусе ее внимания все время находятся ее плохие черты и поступки. Она постоянно думает о той части себя, которая ей не нравится – застенчивости, скованности с мужчинами, и эта часть подменяет целое – личность Глории. Она так много думает о своих промахах, что этим мешает себе делать то, что она может и умеет (Глория соглашается).
17.46: Эллис говорит о том, что в качестве альтернативы Глория могла бы принять себя, по крайней мере, на какое то время, вместе со своей «дефективной» частью, как целое, обладающее негативными чертами и качествами. Принимая себя такой, она могла бы сравнительно просто – путем действия и практики – улучшать свои негативные черты, не обесценивая свою личность. Предположим, Глория смогла бы принять себя целостно вместе со своими несовершенствами и ошибками - в этом и состоял бы риск «быть собой». К своим промахам она относилась бы спокойно, думая о том, что нужно сделать, чему научиться, чтобы не совершать их. Все, что она делала бы, как раз и означало бы «быть собой», становиться собой, безотносительно к тому, похвалят ли ее за это, понравится ли она тому или иному мужчине, выйдет ли замуж и т.п. (Глория поправляет: «Я стремлюсь не к браку, а к длительным отношениям»).
19.00: И, когда вы начнете «быть собой», продолжает Эллис, вы сможете спросить себя, чего ВАМ хочется от мужчины, что ВАМ доставит удовольствие и, что доставляет удовольствие ему (это важно, замечает он, поскольку удовольствие – базисная функция жизни). Если у вас получится – прекрасно! Если нет – очень плохо! Вы можете подойти друг другу или не подойти – в этом нет ничьей вины... (Глория соглашается)
19.45: Итак, если вы примете себя и будет заставлять (will force) себя быть собой с мужчинами (а вы получите такое домашнее задание), даже если это будет неприятно, во-первых, вы начнете избавляться от неспособности «быть собой», причина которой в том, что вместо того, чтобы быть собой, вы наблюдаете за собой со стороны. «Быть собой» таким образом просто невозможно: вы не можете быть и шпионом, и объектом слежки одновременно.
20.15: Глория говорит, что такое поведение стало для нее привычкой.
Эллис продолжает: если вы не будете думать: «А вдруг ему не понравится или я опозорюсь, что из этого выйдет?» и т.п., а заставите себя пойти на риск, то вы получите то, чего хотите – будете собой. Вы перестанете фиксироваться на своих недостатках, и начнете думать о том, что за милый человек перед вами, о том, что вам в нем нравится и т.п.
20.48: Глория: «А сейчас я думаю как раз противоположным образом: как бы мне ему понравится, и что, если я ему не понравлюсь…»
Эллис продолжает: «потому что тогда, я не смогу нравится себе, ибо я отказываюсь принимать себя, если не нравлюсь этому хорошему человеку».
21.00: Глория говорит, что именно так она и думает обычно, и даже более того – она постоянно защищается на всякий случай (если вдруг она не понравится).
Эллис замечает, что защитное поведение - характерное следствие оценивания себя: даже если сегодня вы победили, вы все равно спрашиваете себя, буду ли я на высоте завтра, послезавтра, всегда? Вы постоянно думаете о выигрыше/проигрыше, и не проживаете свою жизнь аутентично.
22.15: Эллис переходит к домашнему заданию Глории. Она спрашивала его, куда ей сходить, где она может встретить новых людей. «Везде, - отвечает Эллис, - практически в любом месте. Ваша задача быть собой, делать то, что вам хочется, получать удовольствие от общения с любым человеком… Вы можете общаться с людьми практически везде - в автобусах, ожидая такси, на вечеринках, везде, где можно говорить. Возможно, вам удастся подружиться с «подходящим» мужчиной, но ваша главная цель – (А) нравиться себе и в случае неудачи, (Б) терпеливо отнестись к неблагоприятным жизненным условиям. Неприятности, конечно, могут произойти. Но ваше домашнее задание в том и состоит, чтобы осмотрительно, очень осмотрительно, искать их. Ваша задача – искать «подходящих», как вы их называете, мужчин, и заставлять себя идти на риск, т.е. быть с ними самой собой».
23.35: Глория уточняет: «Искать везде – значит ли это - даже в кабинете врача, если я нахожу его привлекательным или он заглядывается на меня? Могу ли я и с ним вступать в личную беседу?»
Эллис: «Почему же нет, если он – «подходящий» мужчина?..
23.50: Глория: «Ну, знаете… Это вы так говорите. Но вообще-то такое поведение считается … бесстыжим».
Элис: «Пусть так, и он оценит ваше поведение как бесстыжее и отвергнет вас, но ваша задача останется прежней - не отвергать себя, даже если это произойдет».
24.20: Глория соглашается, что это – главное для нее, добавляя, что задача ее воодушевляет. Заручившись ее согласием, Эллис говорит, что будет с нетерпением ждать результатов через неделю.
В конце фильма он резюмирует итоги сессию, говоря о том, что проблему «Глории» - робость, застенчивость, стыд при общении с мужчинами вызывают обесценивание, катастрофизация и ее низкая терпимость к неблагоприятным жизненным условиям.